Постановление администрации Тюхтетского муниципального округа от 31.05.2022 № 111-п

 

Герб Тюхтетского района

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
АДМИНИСТРАЦИЯ
ТЮХТЕТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

31.05.2022

с. Тюхтет

№ 111-п

Об утверждении Положения о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Тюхтетского муниципального округа

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», абзацем 5 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», в целях предупреждения возникновения и ликвидации на территории Тюхтетского муниципального округа чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, руководствуясь статьями 11, 36 Устава Тюхтетского муниципального округа, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Положения о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Тюхтетского муниципального округа согласно приложению.

2. Опубликовать настоящее постановление в газете «Голос Тюхтета» и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления Тюхтетского муниципального округа в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Тюхтетского муниципального округа (В.А. Напрюшкин).

4. Постановление вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.

   

Глава Тюхтетского
муниципального округа
Г.П. Дзалба


 

Приложение
к постановлению администрации
Тюхтетского  муниципального округа
от  31.05.2022 № 111-п

Положение о создании, содержании и организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Тюхтетского муниципального округа

1. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральным законом «О гражданской обороне» от 12.02.1998 и определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности на территории Тюхтетского муниципального округа аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также профессиональных спасателей.

2. Профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования Тюхтетского муниципального округа (далее - Тюхтетского муниципального округа) и профессиональные спасатели создаются в целях реализации на территории Тюхтетского муниципального округа мероприятий гражданской обороны по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - ЧС) в организациях и на территории Тюхтетского муниципального округа.

 

2. Основные понятия

1. Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

4. Статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этой угрозой их жизни и здоровью.

5. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

6. Аварийно-спасательные средства - это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

7. Ликвидацией чрезвычайной ситуации - это комплекс аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых при возникновении ЧС и направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайной ситуации, прекращения действия опасных факторов.

8. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

9. Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

10. Зона распространения поражающих факторов - это совокупность природных и иных объектов, оказавшихся в зоне влияния чрезвычайной ситуации и распространения ее неблагоприятных последствий, а также поражающих и иных неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на окружающую природную среду в зоне чрезвычайных ситуаций.

 

3. Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб и деятельности спасателей

1. В своей деятельности аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Красноярского края, нормативными актами МЧС России, правовыми актами органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.

2. Службы и формирования подчиняются специалисту по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации Тюхтетского муниципального округа (далее – орган местного самоуправления, специально уполномоченный в области ЧС) и предназначены для выполнения возложенных на них задач.

3. Службы и формирования, независимо от форм собственности, осуществляют свою деятельность под руководством органа, специально уполномоченного в области ЧС, и во взаимодействии с органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органах исполнительной власти Красноярского края.

 

4. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

 

5. Виды аварийно-спасательных работ

К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах, предназначенных для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции;

поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

 

6. Задачи и функции аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

1.1. поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций;

1.2. контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций;

1.3. ликвидация (локализация) чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

2. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

2.1. участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

2.2. участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2.3. пропаганде знаний в области защиты населения Тюхтетского муниципального округа от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

2.4. участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

2.5. выработке органам местного самоуправления предложений по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

2.6. обеспечение готовности сил и средств к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2.7. организация и проведение поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, к ведению которых они аттестованы.

3. В соответствии с поставленными задачами аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования выполняют на территории Тюхтетского муниципального округа следующие функции:

3.1. создают необходимую материально-техническую базу для выполнения задач по предназначению;

3.2. участвуют в разработке нормативно-правовой документации по вопросам защиты населения и территорий Тюхтетского муниципального округа от чрезвычайных ситуаций, организации и проведения поисково-спасательных работ;

3.3. разрабатывают оперативные документы по вопросам организации и проведения мероприятий по поддержанию сил и средств в постоянной готовности к проведению поисково-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

3.4. осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников служб и формирований;

3.5. готовят службы, формирования и спасателей к аттестации на проведение поисково-спасательных работ;

3.6. осуществляют мероприятия по реабилитации, социальной и правовой защите работников служб и формирований и спасателей, а также членов их семей;

3.7. обмениваются опытом с другими, в том числе в установленном порядке с международными спасательными службами и формированиями;

3.8. участвуют в разработке органом, специально уполномоченным в области ЧС, плана предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тюхтетского муниципального округа;

3.9. участвуют в подготовке спасателей общественных аварийно-спасательных формирований;

3.10. участвуют в разработке мероприятий и подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

3.11. осуществляют пропаганду знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3.12. осуществляют иные функции, предусмотренные действующим законодательством и учредительными документами.

 

7. Создание аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования создаются в мирное время на базе организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

- имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их;

- имеющих важное оборонное и экономическое значение;

- представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;

- отнесенных к категории по гражданской обороне;

- готовящихся к переводу на работу в условиях военного времени;

- размещенных в зонах возможного опасного химического заражения, опасного радиоактивного загрязнения, катастрофического затопления.

2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

2.1. на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

2.2. на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

2.3. на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

3. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на территории Тюхтетского муниципального округа создаются на постоянной штатной основе. Они составляют основу сил постоянной готовности Сыктывкарского звена Коми республиканской подсистемы РСЧС. Предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (локализации), они оснащаются специальной техникой, снаряжением и инструментом, материалами с учетом проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации (зоне поражения) в течение не менее 3 суток.

4. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на территории Тюхтетского муниципального округа создаются:

4.1. в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с органом, специально уполномоченным в области ЧС;

4.2. в администрации Тюхтетского муниципального округа главой Тюхтетского муниципального округа по представлению органа, специально уполномоченного в области ЧС.

5. При нехватке штатной численности организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, могут создавать из числа своих работников нештатные аварийно-спасательные формирования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций.

 

8. Состав и комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. Состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их администрация Тюхтетского муниципального округа, организации, общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации, Красноярского края и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Тюхтетского муниципального округа.

2. В состав аварийно-спасательных служб входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, обеспечивающие решение стоящих перед аварийно-спасательными службами задач.

3. Комплектование аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

В профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей принимаются граждане, имеющие среднее общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам.

4. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

5. Требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований, участвующих в осуществлении мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, за исключением предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

 

9. Осуществление деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации.

1.1. Регистрацию аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований установленным порядком осуществляет федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области защиты населения и территорий от ЧС, региональный орган, специально уполномоченный в области защиты населения и территорий от ЧС, и администрация Тюхтетского муниципального округа, в соответствии со своими полномочиями в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

1.2. Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, осуществляющие свою деятельность на территории Тюхтетского муниципального округа, подлежат обязательной регистрации в органе, специально уполномоченном в области ЧС.

2. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования в своей деятельности руководствуются законодательством Российской Федерации, соответствующими положениями, уставами, правилами и другими нормативными правовыми актами.

2.1. В связи с особым характером деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований руководство ими предполагает неукоснительное выполнение всеми работниками профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований приказов и распоряжений, отдаваемых руководителями указанных служб и формирований. Данное требование распространяется на нештатные и общественные аварийно-спасательные формирования при участии указанных формирований в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2.2. Прекращение работ как средство разрешения коллективного трудового спора в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях не допускается.

2.3. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования могут осуществлять свою деятельность по обслуживанию объектов и территорий Тюхтетского муниципального округа на договорной основе.

2.4. Готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий территориальным органом, специально уполномоченным в области ЧС, региональным органом, специально уполномоченным в области ЧС, и органом, специально уполномоченным в области ЧС.

3. Все аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

3.1. Аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

3.2. Приостанавливается полностью или частично деятельность организаций в случае, если подготовка и состояние профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных указанными организациями или обслуживающих их по договорам, не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

4 Привлечение аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, к ликвидации чрезвычайных ситуаций и распространения поражающих факторов осуществляется:

4.1. в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых указанными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями объектах и территориях;

4.2. в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

4.3. установленным порядком действий при возникновении и развитии чрезвычайных ситуаций;

4.4. по решению уполномоченных на то должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Красноярского края, органа местного самоуправления, специально уполномоченного в области ЧС, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований либо имеющих на то установленные законодательством Российской Федерации полномочия на основе запроса федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Красноярского края, органа, специально уполномоченного в области ЧС, организаций, на территории которых сложились чрезвычайные ситуации или к полномочиям которых отнесена ликвидация указанных чрезвычайных ситуаций, на основе запроса руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций либо по согласованию с указанными органами и руководителями ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций по решению уполномоченных на то должностных лиц должно сопровождаться обязательным принятием мер, обеспечивающих установленный законодательством Российской Федерации уровень защищенности от чрезвычайных ситуаций объектов и территорий, обслуживаемых указанными службами и формированиями.

5. Руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение сил и средств формирований вне зависимости от формы их собственности осуществляется по предложению руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций. Договоры на привлечение указанных сил и средств заключаются владельцами объектов, в зависимости от классификации чрезвычайной ситуации.

При возникновении чрезвычайной ситуации локального значения для работ по ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации привлекаются дежурные смены, силы и средства аварийно-спасательных формирований объектов и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. При необходимости, по запросу руководителя организации, могут привлекаться муниципальные профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы).

При возникновении чрезвычайной ситуации местного значения для работ по ликвидации (локализации) чрезвычайной ситуации, кроме вышеперечисленных сил и средств, могут привлекаться профессиональные аварийно-спасательные формирования (службы) регионального базирования.

5.1. Руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают на себя полномочия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют их до прибытия руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных органами государственной власти, администрацией Тюхтетского муниципального округа, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных чрезвычайных ситуаций.

5.2. Решения руководителей ликвидации (локализации) чрезвычайных ситуаций, направленные на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, являются обязательными для всех жителей Тюхтетского муниципального округа и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

5.3. Никто не вправе вмешиваться в деятельность руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций по руководству работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.

5.4. Полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации определяются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти Красноярского края, администрацией Тюхтетского муниципального округа, руководством организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.5. Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.

В решении руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации указываются:

- краткие выводы из оценки масштабов и характера чрезвычайной ситуации, опасность для населения, объектов жизнеобеспечения и окружающей природной среды;

- необходимый объем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, рубежи и способы локализации чрезвычайной ситуации, очередность, последовательность и сроки выполнения работ;

- состав имеющихся сил и специальных технических средств и распределение их по участкам и объектам работ;

- задачи создаваемой группировке собственных и взаимодействующих сил и средств;

- порядок материального, технического, противопожарного, финансового и иных видов обеспечения проводимых мероприятий;

- вопросы организации взаимодействия по целям, задачам, месту, времени и способам действий органов управления на всех этапах работ;

- организация непрерывного управления мероприятиями и действиями по ликвидации чрезвычайной ситуации.

5.6. В случае крайней необходимости руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе самостоятельно принимать решения:

- о проведении эвакуационных мероприятий;

- об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об ограничении доступа людей в зоны чрезвычайных ситуаций;

- о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций;

- о привлечении к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и распространения поражающих факторов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;

- о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;

- о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их ликвидации.

5.7. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций обязаны принять все меры по незамедлительному информированию через орган, специально уполномоченный в области ЧС, соответствующих органов государственной власти, администрации Тюхтетского муниципального округа, руководства организаций о принятых ими в случае крайней необходимости решениях.

5.8. Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований имеют право на полную и достоверную информацию о чрезвычайных ситуациях, необходимую для организации работ по их ликвидации.

5.9. В случае технологической невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций могут принимать решения о приостановке аварийно-спасательных работ в целом или их части, предприняв в первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций людей.

6. Возмещение расходов на перевозку и размещение привлекаемых к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, выходящих за рамки уставной деятельности, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, материально-техническое, финансовое и иное обеспечение, а также на оплату труда спасателей, работников аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, выплату им вознаграждений, предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков, медицинское обеспечение и выплаты по временной нетрудоспособности спасателям, пострадавшим при проведении указанных работ, производится в соответствии с договорами на обслуживание организаций или из средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

7. Администрация Тюхтетского муниципального округа и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.

7.1. Оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований должен иметь светографическую раскраску установленного образца и специальные звуковые и световые сигналы.

7.2. При следовании к месту проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций оперативный транспорт профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований пользуется правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения горюче-смазочными материалами на аэродромах, автозаправочных станциях, речных портах, а также правом первоочередного проведения ремонтных работ на станциях технического обслуживания, аэродромах, речных портах независимо от форм их собственности.

7.3. В целях обеспечения постоянной готовности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований призываются на военные сборы в сроки, согласованные с руководителями указанных служб и формирований.

8. Руководитель организации, привлекающий профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования, несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.

8.1. Профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, обслуживающие организации по договорам, несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный указанным организациям неправильными действиями в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. Финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий Тюхтетского муниципального округа профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств Тюхтетского муниципального округа.

9.1. Финансовое обеспечение осуществляемой сверх выполнения муниципального задания Тюхтетского муниципального округа профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет средств, поступающих от выполнения договоров по обслуживанию объектов и территорий.

9.2. Финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в иных организационно-правовых формах, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется на договорной основе за счет осуществления уставной деятельности и иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

9.3. Финансовое обеспечение деятельности нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств организаций и общественных объединений, создавших указанные формирования, а также за счет иных источников финансирования, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

 

10. Координация деятельности, перемещение, перепрофилирование, ликвидация аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований

1. Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, функционирующих на территории Тюхтетского муниципального округа, имеющих уставные задачи по проведению аварийно-спасательных работ и действующих на всей или большей части территории Тюхтетского муниципального округа, осуществляет орган, специально уполномоченный в области ЧС.

2. Основаниями для перемещения в другую местность, перепрофилирования на другой вид аварийно-спасательных работ или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также для ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, являются прекращение функционирования обслуживаемых ими организаций или устранение опасности возникновения чрезвычайных ситуаций, для предупреждения и ликвидации которых предназначены указанные службы и формирования.

3. Решения о перемещении, перепрофилировании или ликвидации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также решение о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, обязательное создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, принимают создавшие их администрация Тюхтетского муниципального округа, организации по согласованию с органом, специально уполномоченным в области ЧС.

4. При принятии решений о ликвидации нештатных аварийно-спасательных формирований, созданных по решению администраций организаций, и общественных аварийно-спасательных формирований администрации указанных организаций и руководство общественных объединений информируют орган, специально уполномоченный в области ЧС, на который возложены функции координации деятельности указанных формирований.

 

11. Обязанности спасателей и их статус

1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

2. Обязанности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований определяются соответствующими учредительными документами, наставлениями и являются составной частью трудового договора (контракта). В рамках первоочередных задач спасатели обязаны:

2.1. быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;

2.2. совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований;

2.3. неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;

2.4. активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;

2.5. неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;

2.6. разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

3. Администрация Тюхтетского муниципального округа и организации обязаны оказывать содействие спасателям, привлеченным к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, при их следовании для участия в проведении указанных работ и в ходе их проведения, в том числе предоставлять транспортные и иные необходимые материальные средства.

4. В ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций спасатели подчиняются только руководителям аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых проводят указанные работы.

5. Никто не имеет права принуждать спасателей к выполнению задач и работ, не относящихся к обязанностям, возложенным на них трудовым договором (контрактом).

6. Спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Спасатели, не прошедшие аттестацию, утрачивают статус спасателей.

 

 

 

Приложения
Документ Дата публикации
Текст постановления с приложением в формате PDF 31.05.2022